Фильмы о приключениях иностранцев в чужой стране редко становятся удачами: нелегко избежать штампов, описывая быт и отношения людей из разных стран. Однако комедийный боевик "Нас не догонишь" в этом отношении побил, наверное, все существующие антирекорды. Здесь есть американка-миллионерша – жадная стерва, начальница российской женской колонии – пышнотелая блондинка, которая пьет коньяк стаканами, и ее начальник-генерал, обожающий поразвлечься с заключенными девушками… А когда в колонии проводится конкурс красоты, то участницы, разумеется, сначала дефилируют в красно-желтых мини-сарафанах, а потом пляшут топлесс под "Шизгару". Конечно, людям, никогда не бывавшим в местах не столь отдаленных, трудно представить себе быт и нравы этих заведений, но увиденное в "Нас не догонишь" абсолютно не убеждает. Хорошие актеры, снимавшиеся в ролях охранников и заключенных колонии, (за одним единственным исключением) тонут в трясине штампов.  Боевик снимают для взрослых мальчиков и девочек, которые не наигрались в войну, и сколько бы крови ни лилось на экране, должно создаваться впечатление, что все происходит не всерьез. В "Нас не догонишь" крови и жестокости очень много и выглядит это душераздирающе. Ощущение игры режиссер стремится создать, цитируя популярные фильмы прошлых лет, советские и американские. Самой удачной получилась цитата из картины "Место встречи изменить нельзя", а самой неудачной – из "Убить Билла". Вообще, эту ленту Тарантино в России любят так горячо и с такими катастрофическим последствиями, что пора уже снимать "Месть Невесты: убить русского режиссера".  Также для боевика важен крепкий сюжет, пусть не очень реалистичный, но хотя бы логичный, и характеры героев, не обязательно глубокие, но непременно узнаваемые. С этим в "Нас не догонишь" тоже проблемы. Верите ли вы, что московская старушка спокойно сдаст шикарную квартиру в сталинском доме полудюжине криминальных личностей, которые явятся к ней глубокой ночью? Может ли таксистка, ночью подвозящая окровавленную девушку явно тюремного вида, пригласить ее к себе, накормить и обогреть? Наконец, способна ли дочь начальницы колонии – студентка ГИТИСа – после убийства одной из зэчек добровольно сесть в камеру к самым отпетым заключенным, чтобы разузнать, причастны ли они к убийству? В жизни, конечно, бывает всякое, но любые выверты должны быть психологически обоснованы, а здесь этого нет.  Главная героиня ленты, студентка ГИТИСа, больше всего напоминает комсомолку-активистку из советских фильмов 50-ых годов, но даже полвека назад таких энтузиасток показывали с иронией, а в "Нас не догонишь" лишенные всякой логики и здравого смысла действия чудо-девушки подаются на полном серьезе. Ругать дебютантку Светлану Светикову, сыгравшую эту роль, язык не поворачивается: величайшая актриса в мире вряд ли сможет убедительно сказать: "Мне не нужен миллион – мне нужен ты!" Под стать положительной героине и ее кавалер – молодой американец русского происхождения. Нелепых поступков он совершает чуть меньше, но его характер не выписан в сценарии абсолютно, так что парню остается только грустно смотреть в камеру. Эта сладкая парочка так быстро начинает помогать преступникам, грабить обменники и палить в милиционеров, что позавидовали бы и герои картины "Прирожденные убийцы".
|